№ 1
Upsa |
Отправлено: 17 Дек 2013 г. в 05:04 |
Постоянный
Группа: Проверенные
Откуда:
Регистрация: 09 Мар 2009.
Сообщений: 238
Покинул форум
| Живые шахматы.
Первое документальное свидетельство датировано 1408 годом, когда при дворе султана Мухаммеда, арабского правителя Гренады, состоялось представление «живых шахмат».
В России первая партия «живых шахмат» состоялась в загородном дворце графа А. С. Строганова по случаю приезда в Петербург шведского короля Густава IV (1796 год). Публично «живые шахматы» впервые продемонстрированы на петербургском велодроме в 1897 году; Эммануил Шифферс (белые) и Михаил Чигорин разыграли партию, сыгранную в закончившемся накануне между ними матче. Во время спектакля Чигорин использовал вариант, упущенный им в матчевой партии, и заматовал соперника.
В советской России первое представление «Живых шахмат» состоялось 23 августа 1921 года в Смоленске по инициативе местного Всевобуча. Игра продлилась более двух часов и после 24 ходов закончилась вничью. В 1923 году прошли 3 представления «живых шахмат»: в Керчи, в Москве на стадионе сельскохозяйственной выставки (играли экспромтом Владимир Ненароков и Николай Григорьев) и в Омске, где «бессмертную партию» Адольф Андерсен — Лионель Кизерицкий инсценировали в виде битвы между Трудом и Капиталом. Популяризации шахмат в Ленинграде способствовало представление «живых шахмат» 20 июля 1924 года на Дворцовой площади с участием бойцов Красной Армии (белые) и ВМФ (чёрные); играли Илья Рабинович и Петр Романовский.
Из современных представлений «живых шахмат» наиболее известностью пользуется традиционная постановка в Маростике, Северная Италия. В основе сценария — средневековая романтическая легенда о событиях 1554 года: двое юношей претендовали на руку дочери местного правителя; отец повелел решить спор на шахматной доске, в которую была превращена площадь перед замком. С 1954 года инсценировка легенды производится на той же площади обычно 1 раз в 2 года с участием жителей города. Представлениям «живых шахмат» в Маростике посвящена почтовая марка 1981 года; каждое представление сопровождается специальным почтовым гашением.
Клетки гигантской шахматной доски выложены красным и белым мрамором. По ней разгуливают гигантские шахматные фигуры – вооруженные и наряженные в типичные одежды пятнадцатого века. Игра начинается с того, что всадник на вороном коне проносится галопом через всю площадь и, остановившись перед замком Бассо, бросает перчатку, символизирующую объявленный поединок. Ворота замка отворяются, и из них выходят "Таддео" с "дочерью Лионорой". Их сопровождают толпа придворных, представители соседних городов, а также послы Светлейшей Республики Венеция. К этой большой группе присоединяются и двое соперников, каждый также в сопровождении свиты.
С этого момента партия считается начатой: глашатай на местном диалекте громко выкрикивает ходы, которые решают делать поочередно оба соперника, фигуры на "гигантской шахматной доске" передвигаются согласно объявленным ходам и все это длится, как и полагается, до объявления одной из сторон шаха и мата. Окончание партии сопровождается сигналом труб и барабанов, затем "Лионора" приближается к победителю и они, взявшись за руки, делают круг по площади, сопровождаемые всеми задействованными участниками праздника.
Каждый год, таким образом, разыгрывается одна из известных шахматных партий, сыгранных в разное время великими гроссмейстерами разных стран и чемпионами мира. К примеру, на последней игре в 2010 году была воспроизведена легендарная "Бессмертная партия" Андерссен – Кизерицкий, разыгранная ещё в 1851 году в Лондоне.
В игре, которая длится около двух часов, задействуется чуть больше полутысячи персонажей в костюмах. Игра требует тщательной организации и приготовлений, поэтому проводится она через год. Билеты на это действие стоят от двадцати до восьмидесяти евро, в зависимости от места на зрительских трибунах. В 2012 году огромное количество любителей шахмат и просто желающих полюбоваться костюмированным действием, не уступающим по эффектности венецианскому карнавалу и Сиенскому Палио, снова съехались в Маростику, чтобы насладиться захватывающим зрелищем и окунуться в атмосферу пятнадцатого века.
|
|
|
|